Долгожданный и единственный кинопоказ нового вестерна «Семь пьяниц» московского режиссера Сергея Кузнецова прошел в Уфе в кинотеатре «Родина» в последний день осени. Долгожданный — потому что разговоров в городе о нем было много. Ведь именно уфимская группа «25 кадр» приняла участие в записи саундтрека к этому кино. А фильм, на секундочку, был не только показан в городах России, но и съездил в Канны, в Варшаву, а теперь собирается в Стамбул. То есть музыку наших парней слушают теперь по всему миру!
Но любопытно было не только то, как музыка рок-группы вписалась в декорации Дикого Запада . Интрига была в самом фильме: постапокалипсис и вестерн в числе жанров, Черкасский и «Аквариум» — в числе вдохновителей, алкоголь и велосипеды — в числе главных составляющих фильма. Ну, разве не заманчиво?
«Амбассадором» фильма в Уфе стал лидер группы «25 кадр» Сергей Ефремов. Именно он рассказал зрителям несколько интересных фактов и забавных историй о съемках фильма и записи саундтрека к нему. А затем исполнил для публики несколько своих песен в акустике. Рассудив, что неинтересно петь песни, которые сразу же вслед за выступлением заново прозвучат в фильме, Сергей Ефремов выбрал для своей акустики композиции, с вестерном никак не связанные.
И это была единственная часть программы, в которой не было безумия. Была тихая, мягкая лиричность, нарочито лишенная надрыва и умеренно приправленная экспрессией: не как исповедь, а как доверительный разговор по душам. «Спасибо» и вовсе прозвучала так неожиданно ласково, что внезапно проняла до мурашек, как в первый раз. А еще была моя сакральная «Сколько» — которая в акустике звучит примерно раз в год и поэтому (даже если опустить связанные с ней личные переживания) ценится чрезвычайно.
А потом безумие началось. Броское, тщательно срежессированное профессионалами и захватывающее безумие на киноэкране.
Своеобразным вступлением к нему стал клип уфимского режиссера Рустема Гайсина, снятый на новую песню «25 кадра» — «В голове». Это был эксклюзивный премьерный показ видео, которое официально еще нигде не было представлено.
Психологический триллер в декорациях ночного леса, как полнометражная кинокартина, имел свою завязку, кульминацию и совершенно неожиданную для зрителя развязку. Своего рода настоящий мини-фильм с участием всех музыкантов группы и художницы Ксении Бердиной — близкого друга «25 кадра». Как и у хорошего кино, у этого клипа есть одно любопытное свойство: при каждом новом просмотре в нем открываются новые детали, не замеченные раньше и хорошо запрятанные в насыщенном коллаже из эффектных кадров.
После начался кинопоказ — и я затаила дыхание. Но ни одно из множества моих опасений не подтвердилось.
Я боялась, что фильм будет слишком артхаусным и психоделическим — нет, все сделано по вполне классическим законам кинематографа.
Я опасалась, что будет много «жести» — пьяницы все-таки, да еще и ковбои: вдруг там кровь, ругань и разврат… Нет, все сдержано, я бы даже сказала, цивильно, но не прилизано — ровно так, чтобы колорит был выдержан, но не шокировал.
Я переживала, что мне не понравится в целом. Зря.
Мне понравилось.
Мой дилетантский взгляд на кино таков: если создателям фильма удалось влюбить зрителя в героев — половина дела сделана, и сделана успешно. Кузнецову и его команде это удалось. Не могу сказать, что я безусловно влюбилась в пьяниц — для этого они, пожалуй, чересчур странные и поэтому настораживающие. И это хорошо, потому что в этом и есть их харизма. Но они — да, не оставляют равнодушными. Это осознаешь, когда первый из них ловит пулю: ты понимаешь, что шутки кончились, и вдруг начинаешь всерьез переживать за этих сумасшедших ковбоев. Это понимаешь, когда идут титры — а тебе оказалось мало. Когда в каждом образе заложен такой потенциал, такая интрига, что про каждого можно снять отдельный мини-сериал, а потом еще про всех них вместе три-четыре сериальных сезона. А тут уже титры — как же так?! Ведь все только началось!.. Зная суть фильма, понимаешь, что все правильно и только так и можно…. Но как хочется еще историй про этих вечно пьяных бесстрашных авантюристов!
Влияние Черкасского чувствуется, как и было заявлено. Ковбойский пафос с вальяжными интонациями «настоящих крутых парней», герои с явной сумасшедшинкой, юмор там и тогда, где его меньше всего ждешь, парадоксальность вместо психологичности — все это сразу настраивает на не-реалистичность истории. Только сначала ты думаешь, что это такая юмористическо-психоделическая фантастика с неожиданным оттенком Дикого Запада. А оказывается — это самая настоящая притча. К чему ты оказываешься напрочь не готов. Ведь кажется, что весь этот неожиданный юмор, вестерновский и постапокалиптический антураж, возведенный в культ алкоголь, приключенческая внезапность готовят тебя к чему угодно — к трагической развязке, комедийному хэппи-энду, к фантастическому открытому финалу… но только не к такому повороту, который выбрал Кузнецов.
И это потрясающе.
Совместить в один термоядерный коктейль ВСЁ вышеперечисленное и вывести к притчевой мистике — это самое внезапное, что только можно придумать. Это не просто игра со зрителем, это ушат ледяной воды в полуденную жару. Ну, или (говоря на «языке фильма») как будто во фляжке с водой внезапно оказался чистый спирт, а ты уже сделал такой внушительный глоток. И сидишь потом, весь в «гусиной коже» от мурашек и восторга. Смешно было, да? А сейчас смешно?.. И не знаешь, куда бежать: то ли вперед, пытаясь заглянуть за ускользающие титры — а что же там дальше-то? А куда теперь?.. То ли назад — пересматривать все с самого начала, но уже совсем другими, понимающими глазами. Чтобы увидеть и понять еще больше.
И вроде мораль старая и простая: будь человеком. Не можешь быть хорошим — ну, хотя бы плохим не будь. Но в такой обертке подана эта мораль, что даже и полсловом не хочется упрекнуть режиссера в морализаторстве. Нет его там. На мораль в фильме отведено от силы полторы минуты — и от этой мимолетной ненавязчивости эффект еще сильнее.
А семейный мотив делает воздействие просто сокрушительным. Я плакала. Когда даже самое непоколебимое и святое — семью — поглощает циничное, беспросветное безумие — это страшно до озноба.
И саундтрек здесь сыграл не последнюю роль. Скажете, как не похвалить своих-то? Ведь в записи саундтрека приняла участие рок-группа «25 кадр» — один из моих любимейших уфимских коллективов. Но тут и свои, и «не свои» — все постарались. Музыка по-настоящему атмосферная и очень созвучная антуражу и настроениям фильма. А инструментал в последние, ключевые пять минут фильма — это особая находка. Львиная доля пронзительности от финала — заслуга саундтрека.
Публика была очень чуткой. Ко всему была внимательной и все принимала тепло: и речь Сергея Ефремова о фильме, и его песни, и клип, и сам фильм. Смеялись, где было смешно, настороженно затихали в самых остросюжетных или грустных местах. А когда пошли титры, зал зааплодировал. Я в кино хожу редко, но аплодисментов в кинозале не слышала очень давно. Постойте, а вообще слышала ли я их когда-нибудь в кинозалах Уфы?.. Не помню. Но вот вчерашние овации для «Семи пьяниц» я не забуду точно.