«Другая музыка» 25.10.19

Эта «Другая музыка» была похожа на большой и веселый семейный праздник! И отнюдь не потому, что пришли только «свои». А потому что пришло много новых, незнакомых друг с другом людей, которые были как «свои»: слушали с увлечением, танцевали вместе, общались, смеялись, поддерживали артистов щедрыми аплодисментами.

Сергей Ефремов, Влад Зорин

Открывал фестиваль Сергей Ефремов, солист группы «25 кадр» и по совместительству, собственно, организатор «Другой музыки». Он и задал этот непринужденный настрой, в приветственной речи успев объяснить, что тут происходит, очень лестно представить всех присутствующих артистов (в том числе сидевших в зале), пошутить и даже поговорить по телефону прямо на сцене))

А потом взял в руки гитару и пригласил к себе на сцену саксофониста Влада Зорина — мастера импровизированного аккомпанемента. Совсем как на Музыкальном Газоне давным-давно — прошлым летом…

Саксофон — это всегда междустрочие. Он «говорит» только тогда, когда молчит голос. И в эти секунды словно пытается донести до слушателя часть скрытых смыслов. А скрытых смыслов в текстах Сергея всегда великое множество.

И без того скребущие по живому песни Ефремова, усиленные духовыми соло, звучат еще обостреннее. Но, видимо, помня, что состав «Другой музыки» собрался преимущественно лирическо-романтический, Сергей решил слишком сильно не грузить трагизмом публику. Поэтому исполнял «Необратимость», легко играя настроениями, и в рамках одного куплета переходил от драматичной дрожи в голосе к лукавой, загадочной улыбке.  Мол, сами выбирайте подтекст.

«Собачья» прозвучала единым и цельным моноспектаклем, в котором затаенная нежность и взволнованное придыхание говорит больше слов. Ее и щемящие «Календари» Ефремов разбавил «Открытыми людьми», возвращая слушателей из омута переживаний в прежнюю раскованную атмосферу. Наши «открытые люди» подпевали уже во весь голос и не таясь, вызывая польщенную улыбку исполнителя.

Этой символичной песней сет Сергея Ефремова и завершился. Сеанс погружения в рефлексию был эффектным, но стремительным и безжалостно коротким, как бесцеремонно прерванный кем-то сладкий сон.    


MAYA

Инструментальный проект MAYA я видела и слышала впервые. Но еще до начала концерта, когда был их саундчек, я периодически теряла нити разговоров и выпадала из реальности, прислушиваясь к льющейся со сцены музыке, узнавая известные мелодии и жадно впитывая новые.

«Майя» оказались инструментальным трио: скрипка, клавиши и гитара. То есть — самое чарующее сочетание инструментов, какое только можно себе представить. Тем более что коллектив взял курс на фэнтези и кельтскую мелодику — Secret Garden, «Dragonborn» Skyrim и т.д… Да, это я сейчас такая умная и знаю, что композиция, повергнувшая меня в трепет, называется «Dragonborn». А тогда я ее услышала впервые, и моя кожа покрылась восторженными мурашками до такой степени, что стала похожа на наждачную бумагу.

В общем, мелодии были подобраны с большим вкусом и таким же большим разнообразием. Были там и воздушно-легкие плясовые ирландские мотивы, и плавные магически-волшебные композиции, и торжественно героические саги. И все это без слов, но исключительно красноречиво: все истории прекрасно читались в игриво-летящем пении скрипки, во внушительно-глубокой поступи клавиш, в бодром ритме струнного боя.     

И когда я уже успела мысленно признаться в любви этому трио, они очаровали меня еще больше: у них оказались авторские композиции! Я, ярая противница  каверов, уже успела принять их кавер-программу за мастерство исполнения, а у них оказалось еще и авторское! Вьющаяся причудливым морозным узором «Зима в лесу» и эпические викинги ничуть не выбивались из череды хитов: были столь же характерными, насыщенными, виртуозными, как и знаменитые «чужие» комопзиции.

Во второй половине выступления публика уже активно принимала в нем участие: дружно хлопала в такт мотивам, некоторые даже плясали поодаль от сидячих мест, с упоением кружась в народных танцах. Праздничная атмосфера набирала обороты! 


Кир Отлетай

Кир Отлетай находится в творческом поиске. Причем в весьма активном. Цель этого поиска —  примирить две противоположные стороны своего творчества и мироощущения. На прошлом квартирнике в тайм-кафе «Странные дела» мы видели его второго персонажа — Марка Пустого: вальяжного молодого человека, который в гранжевом стиле перепел несколько хитов Кира Отлетая. В этот раз пришел сам Кир Отлетай и исполнил парочку композиций Марка Пустого. Разумеется, в своем «отлетаевском» стиле — чутко прочувствованном.

Нет ничего удивительно в том, что и первый, и второй эксперимент выглядели хоть и оригинально, но все равно убедительно  — автор-то у песен все ж таки один, и суть их от стиля исполнения не меняется. Задиристо-злая «Мельница» и смиренно-печальная «Мементо» напоминают о тех временах, когда еще существовал сайд-проект Игоря «Маньяк Проджект». Потому что от «Маньяка» этим песням достался чуждый Киру суровый взгляд на мир и столь же несвойственные ему речитативы. Которые, тем не менее, прозвучали в его исполнении неожиданно органично.

В результате получилось, что Маленький Принц повзрослел, измученный попытками докричаться до зачерствевших, усталых взрослых детей. Теперь он не зовет их за собой в свою сказку, а учится жить в их суровой реальности. У Кира получается: он не поддается этому миру, где «грязные пальцы тянутся взять золотое руно». И хотя он периодически «отпевает» наивного юношу, павшего в неравной борьбе с безжалостной действительностью, в любовь он по-прежнему верит. В этом меня убедила его новая песня «После тумана» — бодрая, воодушевленная, обнадеживающая. Про злую печать, которую еще можно стереть со лба. И в этой песне Кир не один.

А новых песен было две. Вторая — мой новый, безусловный фаворит: «Темный лес». Она сложная, накрепко прошитая убористыми строчками сложносоставных образов. Она по-отлетаевски мелодична и по «маньяковски» отчаянно безнадежна. И вот она, пожалуй, стала лучшим переходом от прежнего Кира к новому персонажу. Кем бы он ни оказался в конечном итоге. 

При всей этой смене настроений, философий и мировоззрений на сцене Кир оставался Киром — застенчивым, искренним, посмеивающимся над собой, открыто ведущим с публикой беседы о своих мыслях и чувствах. И мне радостно было видеть его таким.


Нимфея

Хедлайнером этого фестиваля стала группа «Нимфея» в полном электрическом составе. Песни этого коллектива раз от разу становятся все краше. Их оригинальность становится все ярче, как фотоснимок, сделанный на «Полароиде». Или как в живописи. Акустические песни Регины были красивым акварельным эскизом, сочные краски легли на этот рисунок с появлением перкуссии и поистине виртуозной гитары. А барабаны и бас-гитара оттенили и дополнили эту палитру, усилив ее насыщенность вдвое.

На протяжении всей осени мы увлеченно наблюдали за тем, как группа расцветает буквально на глазах. Вот их сольник в чистой акустике, вот несколько пробных песен в электричестве, вот небольшая программа с кахоном и басухой… И вот теперь — полноформатная, полностью электрическая программа из самых мощных хитов на сцене «Места событий»!

 Народ ждал, предвкушал и был готов. Я на пять минут вышла из заставленного стульями зрительного зала, а вернулась уже на расчищенный перед сценой танцпол, заполненный ярыми поклонниками, жаждущими танцев. И я охотно присоединилась к ним.

Перемены были налицо. Некоторые песни «Нимфеи» стали более плавными, мечтательными. Некоторые — более рокерскими. Инструментальные проигрыши — настоящие произведения искусства: они были не просто украшением композиций, а полноправной ее частью, равноценной куплетам и припевам. Я словно впервые слушала все эти давно знакомые песни: мистического «Гостя»,  вдохновенную «Струну», неожиданно зажигательную «Мою любовь». Слушала — и узнавала, и не узнавала их одновременно, открывая для себя новые грани любимых мелодий.

Песня «Лу фон Шаломе» «Голову мою» прочно вошла в арсенал «Нимфеи». Как и «Казачья молитва», и «Беги» «Золота Сив». Все они привнесли в программу долю фольклорных мотивов, словно напоминание о прошлом. Эффект был схожим с вышеупомянутым «отлетаевским»: с нынешним репертуаром, далеким от фолка,  они уже заметно контрастировали, но тем не менее звучали очень органично. К тому же помогали более полно раскрыться голосу Регины, проявляя его скрытые потенциалы. В припеве песни «Голову мою» он восходит на такие вокальные высоты по таким сложным ступеням, что я зачарованно забываю дышать. 

Народ отплясывал неистово. Танцевальный кураж достиг своего апогея, мы все приглашали друг друга то в хороводы, то попарно, то просто зажигали в едином порыве, сплоченные любимой музыкой. Это был апофеоз, который всегда хочется удерживать как можно дольше. И после целого часа танцев под «Нимфею», после общей программы «Другой музыки» длинной более трех часов мы все равно кричали: «Мало! Еще!!»

И хотя мы выжали из этого вечера все соки, захмелев от упоения, не было в этом коктейле послевкусия грусти от закончившегося праздника. Как обычно бывает после концертов приезжих звезд, которые еще неизвестно когда теперь вернутся. В этот раз не было горечи. Потому что «Другая музыка» — это тот праздник, который всегда с нами. Это артисты нашего города, которые совсем рядом. Которые — наши друзья. И я еще никогда не была к сказке так восхитительно близко.     

_ _ _ _ _

Читайте также:

2 Comments

Add Yours
  1. 2
    jordan retro

    I intended to compose you the tiny remark to be able to say thank you once again for all the incredible guidelines you have shared above. This is certainly pretty open-handed of people like you to convey unhampered precisely what a lot of folks could have supplied for an electronic book to end up making some dough for themselves, most notably seeing that you might well have done it if you ever desired. Those pointers likewise acted to provide a easy way to know that other individuals have the identical keenness just as my very own to know whole lot more when considering this issue. I’m certain there are many more enjoyable opportunities in the future for many who go through your blog.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.