«Выворачивать мир — такая работа»: рецензия на альбом группы «25 кадр» «Среда обитания»

25 кадр среда обитания«25 кадр» — это музыка с болью, с комом в горле. Песни души, доверчиво распахнутой настежь и израненной этим миром. Это истинный русский рок, настоящий во всем — начиная с мощного саунда и эмоционального вокала с хрипотцой и заканчивая сложностью метафор и смыслом протеста. Это протест против человеческой глупости, обмана, подлости, зашоренности, нежелания видеть, слышать и понимать. Это попытка растормошить безразличие — и, грешные магистры, услышав хоть раз, действительно, трудно остаться безразличным.

Каждая песня напряжена, как туго натянутая струна. Тронь чуть сильнее — и порвется. Порвется что-то внутри от этой боли и надрыва, который звучит и в пропетых так страстно словах, и в быстрой, словно спешно мчащейся музыке.

Эти песни — как пристальный взгляд в глаза. Как разговор начистоту. Это термоядерный коктейль из чувств на разрыв. Эмоциональность и искренность. Отчаянная смелость хлестких выражений. Та живительно бодрящая злость, которая заставляет подняться с колен, собрать себя из осколков заново и идти дальше, вперед, всему назло. Эта жажда жизни и свободы, жажда истины и истинности.

По сложным художественным оборотам, неожиданным сочетаниям слов и смыслов, можно гулять часами, как по саду расходящихся тропок. Расшифровывать их, разглядывать каждое слово с разных сторон, играть со смыслами. Находить в этих смыслах и словах себя.

Или упиваться самыми простыми строчками. Бесхитростными, односложными, но волнующими. Потому что спеты они так, словно адресованы именно тебе — никому больше. Дышать в такт и слушаться. Потому что доверяешь тому, кто это поет. Потому что вы с ним одной крови — неспокойные, прозревшие, рвущиеся из пут.
«Просто открой глаза,
Слышишь?
Просто открой глаза.
Тише…
Просто отрой глаза,
Только будет опять болеть»
Будет, конечно. Но если чувствуешь боль, значит, ты все еще жив.

* * *

В 2018 году у группы вышел новый альбом «Среда обитания». И это такой круговорот контрастов, что держитесь крепче за подлокотники ваших кресел — мы отправляемся в мир противоречий.

Открывает альбом многообещающее интро. Зарождается оно плавно, но с каждой секундой набирает обороты, наращивает напряжение. Эта мини-модель всего альбома. Он тоже начинается с неожиданно размеренного, вкрадчивого «Идиота». Это, казалось бы, житейская история любви, но в ее музыке звучит колдовская ночь и глубина омута. А затем она сразу, с места в карьер, сменяется залихватской «Звездой рок-н-ролла», которая уже больше про дружбу и единомышленничество, чем про допитую до дна любовь.
За трагически обреченным, зловещим «Скотчем» звучит очень веселая и мотивирующая «Мало огня» (да-да, вариация на знаменитую тему Линды). Вопреки названию она просто пышет жаром энтузиазма.
(В свете появления в Уфе фестиваля «Другая музыка» слова:
«Мало огня, я хочу немного больше.
Разрешаю, это значит можно»
из уст Сергея Ефремова звучат особенно сочно и многозначительно)))
И вот такие «американские горки» настроений — по всему альбому. У вас не найдется и секунды, чтобы перевести дух, даже не надейтесь!

Сергей Ефремов с командой верны себе. Музыка «25 кадра» звучит неизменно богато, все также насыщенно, терпко и современно. Слово все так же остро отточено. Строчки все также филигранно образны. Посыл неизменен. Путь лежит через боль, ошибки и разочарования, но ведет к обретению истинного смысла. Поиск его бесконечен, борьба за него нелегка и опасна.

Поэтому внезапно смиренная «Спасибо» после долгого мятежа действует как шоковая терапия. Благодарная кротость давнего бунтаря вызывает оторопелые, растроганные слезы. Об эту песню так легко порезаться, настолько она пронзительная. Но — удивительное дело — она же ранит, она же и залечивает раны. Просто подумайте о тех, кому вы вот так же можете сказать «Спасибо» — и почувствуете, как становится легче внутри и светлее вокруг.

Успокоились? А теперь сразу же — шарах! — и на вас обрушивается «Абсолютное зло». Чтобы не подумали ненароком, что наш беспокойный лирический герой утратил боевой дух. О, нет! Тут уже по массивному вступительному инструменталу чувствуется новый прилив сил для борьбы за искренность, для созидания своего правильного мира. Это кульминационная экспрессия, хлещущая через край, захлестывает вас с головой, увлекает за собой, нарастает, как снежный ком от секунды к секунде.
На мой вкус это просто гениальная композиция! Я просто захлебываюсь восторгом, когда ее слушаю — и не знаю, когда меня «отпустит». Лучше бы никогда, конечно, потому что от нее идет невероятный заряд бодрости и энтузиазма, так что сердце заходится от ощущения собственной непобедимости. В ее непреклонных словах и в загнанно стремительной музыке столько силы, что уже вся боль, все переживания по боку.

После нее «Наоборот» звучит как успокаивающая колыбельная. Грустная колыбельная, непривычная в своей тихой печали.
Поэтому мне еще никогда не было так страшно слушать Outro!)) Это — знаете, да? — такое короткое инструментальное послесловие, которое замыкает альбом. Это как эпилог в книгах: несколько завершающих произведение слов, от которых зависит вообще всё. Вам бывало страшно читать эпилоги? Вот мне в этот раз было страшно слушать Outro. С таким разбросом настроений финал альбома мог быть каким угодно. «Только не заканчивай отчаянием! Пожалуйста, только не минор!» — заклинала я, собравшись с духом и нажимая на «плей».

Outro оказалось возвышенно одухотворенным. Глобально эпохальным, как высокий-высокий полет над миром. Как вознесение над ним. Над нашей средой обитания, где «люди не из этого теста», такие разные и такие странные, бросаются из крайности в крайность, и нет нам, ищущим, покоя. Безнадежно это или правильно? Каждый решает сам для себя.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.