За два часа пронестись от просвещенной мудрости до детского экзальтированного восторга можно успеть только на концерте Сергея Трофимова. С первых слов, с первых нот послушно следуя за ним по лабиринтам философии, от сатиры до иронии, от любовной лирики до песен-молитв, я с легкостью и огромным удовольствием подчинялась настроению каждой композиции. Отказавшись сдерживать свои чувства — потому что мы и так слишком часто сдерживаем их в повседневной жизни.
Концерт в «Огнях Уфы» начался с моей любимой композиции «Я привык улыбаться людям», а я все не могла поверить, что это уже не мечты, а явь — вот Сергей Вячеславович стоит в десятке метров от меня! И стало вдруг так хорошо, уютно и умиротворенно. Будто мы все здесь давние друзья — как же не улыбнуться друг другу? И мы улыбались, и танцевали между рядами кресел так задорно, что я стала опасаться за целостность букета в моих руках.
Все первое отделение Сергей пел новые песни. Это была целая книга, разделенная на главы, и каждую композицию предваряло вступительное слово, которое все слушали не менее внимательно, нежели сами стихотворные тексты Тут уже было не до танцев: публика внимали новым словам, благо каждое из них было отчетливо слышно — звук был настроен на отлично!
Зная, как трудно обычно публика принимает новые песни, желая тусоваться под известные хиты, я была приятно удивлена: уфимцы активно приветствовали каждую новинку. Получалось даже что-то вроде диалога: аплодисментами и возгласами слушатели поддерживали реплики Сергея, кричали «браво» после особенно понравившихся «глав».
Они вытекали одна из другой непрерывным повествованием. Но были настолько разными по настроению, мировоззрению и стилю, что от новых впечатлений и восхищения у меня едва ли не кружилась голова. Едва «отгрустив» под песню об офисной осени, в которой многие узнали себя, мы тут же «зажгли» под африканские мотивы в смелой и веселой сатирической фантазии. Как два противопоставления: нежность воспоминаний о прошлом в композиции «Голуби» и печальная усмешка над настоящим — «Наблюдения во время прогулки». На современную обстановку в стране Сергей представил целых три совершенно разных взгляда — выбирай себе любой. В каждой песне и смех, и печаль — послушай и реши, что тебе больше по вкусу. А главное, теперь, с этим знанием, подумай, что дальше? Пойдешь ли ты по пути упорного боксера, «двоечкой в голову» и ударом левой пробивая себе дорогу к своим целям? Или же покоришься всеобщей безыдейности, сошедшейся на «жизни по Фрейду»? Или?..
Великолепный срез современности — я боялась упустить хоть слово за бурными аплодисментами или смехом слушателей.
От проблем социальных мы перешли к лирической «главе» о любви, но и тут все было далеко не просто! То есть именно так, как есть. И до дрожи близкие ласковые «Снегири» сменялись наизабавнейшей зарисовкой из жизни попутчиков о проблемах сохранения верности. Которая, как с улыбкой поведал нам Трофим, была призвана исправить ошибку в мировоззрении, вызванную теми же трогательными «Снегирями»:
— «Серега, что же ты наделал?» — говорили мне друзья, когда песня «Снегири» зазвучала по радио. «Я спалил кого-то?» — удивляюсь. Они говорят, ты песню написал о том крохотном количестве мужчин, которые ходят «налево», а теперь сложится впечатление, что мужики все такие!
Девушки в зале лукаво смеялись: они все с пониманием относятся к этому грехопадению героя из песни, это не мешает им любить «Снегирей», похоже, больше всех. По крайней мере, при первых же нотах в воздух взметнулся такой обрадованный хоровой девичий возглас, и столько дам пустилось в пляс что стало ясно — не зря «Снегири» в топе караоке-композиций. Что, по словам Сергея, стало являться в нашей стране определенным показателем успеха)
Я очень люблю «Снегирей» (которые звучали чуть по-новому, еще хрустальнее) , но все же букет свой берегла для других композиций, которые надеялась услышать. Тех, которые однажды помогли мне «родиться вновь» для нового моего пути. Но настоящим сюрпризом для меня оказалась «Поколение Пепси»! Она, по закону чередования настроений, последовала за новой «ироничной комедией» на злобу дня, после которой Сергей произнес:
— Это если шутя. А если чуть серьезнее… — и грянуло «Поколение…». Тут уже меня окончательно вытряхнуло из нашей девичьей толпы — и оказавшись впереди, я будто один на один с Сергеем оказалась. Будто и не было между нами целого зала. И так я раззадорилась, что под этот «боевой клич», коим и является для меня эта композиция, хотелось вскидывать руку вверх и призывать к действию, прогонять заспанное равнодушие из сердец… И преисполненная благодарности за эту «встряску», которая втрое, вдесятеро сильнее в live-исполнении, нежели в наушниках плеера, я помчалась по узкому проходу партера к сцене — дарить букет. Я мечтала об этом целый год: глядя в глаза, сказать «Спасибо вам, Сергей Вячеславович!» и увидеть улыбку в ответ. Разумеется, я хотела бы целую речь произнести, но для речи не было времени… Хорошо хоть, что эти слова смогла озвучить, потому что, как в забытьи вернувшись на свое место, я обнаружила, как нервно трясутся мои руки и горят щеки.
«Золотые маковки церквей…» были лучшим успокоительным разволновавшейся от встречи со своим «духовным наставником» поклонницы.
— Мы собирались этой композицией закончить первое отделение, — произнес Трофим. — Но есть одна композиция, про которую мне однажды сказали: «Не вздумай ее исполнять» и теперь я, разумеется, исполняю ее на всех концертах…
По предисловию об исконной одухотворенности русских я уже поняла, что это ОНА — моя заветная «С нами Бог»! Вот уж тут я готова была голос сорвать, подпевая, и ладони до красноты раскалить, неистово аплодируя и вновь вскидывая руки вверх — в кураже и даже с оттенком воинственности) При этом я опасалась, как бы распахнувшиеся с новой силой крылья за моей спиной не помешали бы остальным зрителям видеть сцену)
А потом, преисполненная светом и благодарностью, весь перерыв перебирала в памяти услышанное — и предвкушала любимые хиты, обещанные во втором отделении концерта.
Во время антракта я нашла время приглядеться к публике. В основном здесь были супружеские пары или целые коллективы, похожие на семьи. И все одеты так парадно, что ощущение праздника только усиливалось. При этом, несмотря на их торжественный подчас вид, я-то помнила, как они горячо поддерживали музыкантов все первое отделение, и понадеялась, что во втором дойдет дело и до танцев. А то пока что танцевали только мы, юные леди, оккупировавшие лестницу и прилегающее к ней свободное место) Я слышала, как молодой человек в толпе неподалеку интересовался, на каком диске есть песня — зацепило людей.
В числе слушателей я встретила и свою одноклассницу, которая пришла сюда с папой. Это очень трогательно — совпадение вкусов у представителей разных поколений)
Вскоре в зале вновь погас свет, на сцену вышли Сергей Трофимов и «музыкальный коллектив имени Рабиндраната Тагора» (с), Трофим напомнил, что во втором отделении будут уже известные и проверенные временем хиты — и любимая музыкальная вереница началась с «С добрым утром».
Чуть хмельная от количества любимых композиций, я прослезилась во время «Я скучаю по тебе». В числе влюбленных поднимала вверх руку с сияющим экранчиком мобильника, чтобы создать романтическую атмосферу для «Не покидай меня» — до мурашек дорогая мне песня.
Когда Сергей рассказал, что один из гитаристов родом из Мелеуза, слушатели ответили шумным восторгом, ощутившие еще большее родство душ.
— А жена его, как не трудно догадаться, из Уфы, — резюмировал Сергей под аккомпанемент столь громогласного веселья.
Зажигающих с каждой песней становилось все больше. Под «Город в пробках» я отплясывала едва ли не под руку с совершенно незнакомой, но такой же ликующей барышней.
Сергей оценил общую активность: сказал, что уфимцы молодцы и заслуживают подарка… И мое сердце было поражено композицией «Помолись» — холодок по спине, звезды из глаз, и казалось, что я растворялась где-то в тонких сферах.
Но до конца мне не дали раствориться, очередной композицией вернув обратно в концертный зал, где я с каждой минутой чувствовала себя все раскованнее, будто в окружении друзей. Окончательно раззадорившись, я (к своему же сосбтвенному изумлению) присоединилась к компании отважных и веселых девушек, которых Сергей пригласил на сцену. Мы ослепляли зал улыбками, шутливо кокетничали с музыкантами и, конечно же, задорно отплясывали под «Московскую песню». Честно говоря, удивительно, что я не потеряла сознание от переизбытка чувств и близости к любимому артисту.
После «Московской»Сергей обернулся к нам и спросил наше мнение об эмансипации. Мы догадались, что это введение в «Текила-бум!» — и танцы стали еще раскованнее. Кто-то изображал «подружку-пьяницу», кто-то флиртовал с гитаристом — в общем, почудили на славу.
В конце нашего маленького перфоманса каждая получила календарик с автографом, о котором Сергей пошутил, пояснив залу:
— Ну а что такого? Фотография там моя, телефон — клавишника…
Пока наша девичья делегация рассредотачивалась по залу в обратном направлении, Трофим с улыбкой произнес:
— Ну а теперь для нашего поколения людей преклонного возраста, — на что девушка рядом со мной с веселым упреком выкрикнула:
— Ой, да ладно вам, что вы!
Под «Посвящение одноклассникам» мы отплясывали еще на своих местах, ну а уж под рок-н-рольную «Ветер в голове» все повскакивали с мест. Тем более, что сам Сергея призвал показать класс: «Я слышал, Уфа — местный Вудсток». А потом, взъерошенные и без смущения обступившие сцену, излучая восторг и любовь к человечеству в целом и к Сергею Вячеславовичу в частности, умиротворенно кружились под «Как мне сейчас хорошо»,
Поблагодарив за вечер и тепло попрощавшись с публикой, музыканты покинули сцену. Но Трофим вскоре вернулся в зал, чтобы раздать автографы самым стойким и преданным поклонникам.
— Девушка, я за вами, — сообщил мне молодой человек, на что я радушно улыбнулась:
— Давайте вперед меня. Я не в очереди, — и в ответ на вопрошающий взгляд честно пояснила: — Я тут просто любуюсь.
Парень внимательно разглядел меня с ног до головы с таким умилением во взоре, что я едва не рассмеялась. Ну что такого-то? Иногда для счастья достаточно просто любоваться, стоя неподалеку…
По дороге домой, в дождливых сумерках, уложив в памяти каждую минуту в аккуратную стопку воспоминаний, я то смеялась в голос, вспоминая свои танцы на сцене, то светилась тихой и глубокой благодарностью Сергею Вячеславовичу и всему музыкальному коллективу за этот вечер, в который мы, зрители-слушатели, все стали чуточку лучше — я уверена!