Мои длинные рассказы о музыкальных странствиях обычно сопровождаются прологом личного характера. Он, как правило, объясняет: чего это, собственно, меня в очередной раз понесло на концерты в другие города. В случае с «Плазмой» есть две версии.
Первая — официальная — то, что группа совсем недавно выпустила новый альбом, в нескольких интервью пообещала исполнять на грядущих концертах новые песни, а однажды вообще посулила новый кавер на a-ha. Услышать все это в исполнении любимого коллектива было чрезвычайно интересно — и я устремилась. Вторая версия — более сокровенная — заключается в том, что на недавнем уфимском концерте «Плазма» совершенно меня околдовала. Это был шквал невероятных эмоций, вдохнувших в меня новую жизнь. И, снова почувствовав острою необходимость в этих эмоциях, я поспешила на концерт в Казани. Ну, а где Казань, там и до Самары недалеко)
В этот раз мне посчастливилось побывать не только на концертах, но и саундчеках. Кому-то может показаться, что настройка звука перед концертом — процесс довольно скучный, я же нахожу его поистине завораживающим. Это все равно, что оказаться в таинственном закулисье и хотя бы одним глазком взглянуть на то, как создается магия. Например, очень увлекательно наблюдать за тем, как музыканты подают звукорежиссеру загадочные знаки жестами, прямо как спецназ)
Но, конечно, самое главное — это возможность услышать соло каждого из артистов и невошедшие в концертную программу песни. А еще — необычные версии привычных композиций в инструментальном, акустическом или а-капельном звучании.
Мне выпала удача услышать и трогательную скрипичную колыбельную для Умки, и одухотворенную клавишную «Crying In The Rain», и «607», которая на концертах обычно не исполняется. Особенным сокровищем стал инструментал «Later»! Учитывая, что я ее в живом исполнении вообще ни разу не слышала, не трудно представить себе мой восторг. И без того проникновенный хит с живыми скрипкой и гитарой приобрел особую пронзительность — мурашки до самых кончиков пальцев добежали…
На концерт я примчалась по доброй традиции за целый час до начала. С одной дивной красоты девушкой мы сильно заранее выбрали себе места в первом ряду и терпеливо ждали появления артистов. Как две хранительницы сцены — вместо охранников, которые позже подошли) Впрочем, когда в зале погас свет, а на сцене зажглась вся палитра ослепительных огней, танцпол мгновенно наполнился людьми.
На сцене друг за другом появились Александр Лучков, Николай Трофимов и Максим Постельный. И уже после того, как зазвучала первая песня, на сцену вышел (точнее бодро и весело выбежал) Роман Черницын, одарив зал фирменной лучезарной улыбкой.
Начался концерт тоже вполне традиционно — с «You’ll Never Meet An Angel», чье глубокое и переливчатое вступление мгновенно переносит в параллельную реальность. Публика с первых нот ее узнала и радостно приветствовала, тут же начала подпевать, а в припеве на «Hey!» и «Prey!» дружно вскидывала руки вверх, повторяя за Максимом.
Ох уж эти летящие в танце руки! Вообще танцы Макса за синтезатором — это настоящий спектакль и извечная тема моих лирических отступлений. От его жестикуляции просто невозможно оторвать взгляд. А взглянув раз, уже не получится просто стоять и смотреть: эта заразительная экспрессия увлекает настолько, что хочется танцевать так же страстно. При этом Максим еще и играть, и петь успевает — не понимаю, как это вообще возможно делать одновременно!
Голос живых инструментов дарит песням «Плазмы» особый объем, яркость и сочность. Знакомые хиты звучат совершенно по-новому, еще более глубоко и эмоционально, пробирают до морозца по коже. Скрипка Александра — это особая чувственность. Гитара Николая — это почти рок. Не зря же я надела рокерские кожаные перчатки-беспальцовки)
Но не только живые инструменты придают композициям новизну. Вокал Романа, легко взлетающий от брутально низкого до звеняще высокого, никогда не звучит одинаково. Каждую песню он исполняет не заученно, а пропуская через себя, наполняя целой палитрой эмоций и интонаций. И никогда не знаешь, между какими куплетами и припевами прозвучит спонтанный и впечатляющий вокализ. Добавьте к этому все те же зажигательные танцы, выразительную мимику и жестикуляцию — и оцените всю многогранность live-выступлений «Плазмы».
Исполняется все вышеперечисленное легко и с видимым наслаждением, словно играючи. Поэтому безусловно веришь: для ребят выступление на сцене не работа, а явное удовольствие. Тем отчетливее понимаешь, насколько высоко их мастерство и профессионализм.
Когда отыграла «You’ll Never Meet An Angel», «Плазма» поздоровалась с публикой и призналась, что очень любит выступать в Казани. Казань ответила взаимностью и бурными аплодисментами дала понять, что тоже всегда радуется встрече с любимыми артистами. На долгое вступление времени тратить не стали и сразу перешли к делу.
После достаточно энергичной первой песни на контрасте последовала лиричная «Black Would Be White». А потом сразу же, с места в карьер, — моя заветная «Save», которая на концертах звучит еще отчаяннее, чем в записи. Если до этого я как-то еще держала себя в руках и вела себя прилично, то тут уже полностью отдалась эмоциям. И больше уже в спокойное состояние не возвращалась)
Потом была «One Life», и только тут я поняла, что она и «Save» словно связаны друг с другом одним сюжетом. Одним спасением. Одной историей, которая как будто так похожа на мою.
Пока я предавалась философским размышлениям по поводу этого открытия, все окончательно стряхнули с себя лиричность, и концерт все больше начал походить на безбашенный праздник. Танцы и в зале, и на сцене становились все более пылкими. Александр и Николай озорничали, то играя на гитарах друг друга, то вставали спина к спине, то пели в один микрофон, как «Абба»)
После таких плясок необходимо было отдохнуть и перейти к чему-нибудь более размеренному. Стоило Роману начать вступление о том, что на своих концертах «Плазма» традиционно исполняет каверы на хиты любимых групп, как из зала радостно выкрикнули:
— Depeche Mode!
— О, вы абсолютно правы, — обрадовался Роман и предложил исполнить их хит всем вместе.
Два раза просить не пришлось, и зазвучала фирменная органная версия «Enjoy The Silence». Все узнали хит и поддержали стройным хором голосов. Вообще Казань оказалась не только резво танцующим, но чрезвычайно поющим городом!
После«Enjoy The Silence» «Плазма» вернулась к собственному творчеству. От репертуара «Черно-белого альбома» перешли к самым ранним хитам: сыграли «Jump In My Car», чем привели всех в окончательный восторг и вызвали бурное ликование. Затем был «Angel Of Snow», чем особенно порадовали ценителей. При этом артисты все активнее общались с залом: и взглядами, и улыбками, и словами.
А потом был тот самый долгожданный сюрприз. Максим начал наигрывать до боли знакомую мелодию, и по залу прокатились обрадованные аплодисменты и возгласы: «Юууухууу!!».
— А что вы хлопаете? — сделал удивленное лицо Роман. — Максим наигрывает там что-то невнятное… Или внятное?
— А-хааааааа!! — экзальтированно заголосили мы. — Это же «А-ха»!! Максим, давай! Давай, Максим!
Получилось все одновременно и торжественно, и так доверительно, словно поздравление с днем рождения в кругу близких друзей. К клавишной мелодии добавился гитарный бой. Все четверо артистов вышли на передний план сцены и, взволнованно улыбаясь, завели «Take On Me». Бодрый ритм, чистый и звонкий звук, незатейливая и от этого такая близкая и искренняя акустика — все это придало песне свежесть и свое уникальное очарование.
Зал подпевал, срывая голоса — с первой строчки до последней. Слова помнили все, как будто заранее подготовились! Это был полный экстаз. По-моему, сама «Плазма» не ожидала такого успеха. От куплета к куплету улыбки музыкантов сияли все ярче, а задора становилось все больше. Мортен Харкет оценил бы всё, включая вокал, взметнувшийся до небывало высоких нот.
А потом — опять скачок в прошлое, и игривая «Sweetest Surrender». И здесь было все: и буйство света, и буря эмоций, сочные гитарные и озорные скрипичные соло, и необычайно дружный хор девичьих голосов из зала. Публика пела и куплеты, и припевы, и танцевала уже абсолютно самозабвенно. Можно было даже «хаером трясти», настолько по-рокерски мощно звучал давний поп-хит!
Песня закончилась под неистовые аплодисменты. Зрители притихли, отдыхая от бешеных танцев. И по залу разлились первые ноты песни, совсем недавно ставшей для меня сакральной. Жадно слушая клавишную мелодию в исполнении Максима, который стал вдруг таким сосредоточенно серьезным, я даже приподнялась на цыпочки. Музыка на несколько секунд замолкла, слушатели с любопытством ждали, а я дурным голосом заорала:
— «Later»!!
Впрочем, с моей стороны наивно было полагать, что я одна тут такая крутая и знаю все слова новых песен. Каково же было мое приятное изумление, когда на это вступление откуда-то из глубины зала в первый ряд торопливо протиснулся обаятельный мужчина в представительном костюме и с энтузиазмом начал подпевать новой песне, при этом зажигая от души.
Вообще под «Later» зажигали все, даром что песня новая. А, может, для публики она уже и не была новой: на вопрос Романа, успел ли кто-нибудь послушать новый альбом «Indian Summer», зал ответил довольно уверенным утвердительным гулом.
Я честно хотела снять эксклюзивное первое исполнение «Later» на видео: и для истории, и чтобы порадовать поклонников «Плазмы» в соцсетях. Но не смогла пересилить себя: каждый звук, каждое слово колдовской песни хотелось жадно ловить напрямую, а не через экран фотоаппарата. Хотелось танцевать, подпевать, восторженно скакать и махать руками. Наблюдать за реакцией окружающих. Поддерживать ребят. В общем, я отложила съемку до Самары и балдела… прошу прощения, упивалась эксклюзивным концертным исполнением)
Если опустить все мои экстатические восторги, концертная «Later» была прекрасна: насыщенна и эмоциональна. Парни и сами волновались, исполняя ее впервые, но публика сразу приняла новую песню очень тепло.
А когда отгремела «Later», и зал искупал новинку в бурных аплодисментах, мы с тем потрясающим мужчиной в костюме наперебой начали просить у «Плазмы» еще новинки с «Индиан Саммер». Артисты смущенно улыбались и разводили руками:
— К сожалению, мы еще не все новые песни разучили для концертных выступлений.
Но потом Макс и Роман переглянулись, кивнули друг другу с каким-то азартом и тайным волнением в глазах — и зазвучала «Tame your ghosts». Тоже, видимо, едва ли не впервые на концертной площадке.
У меня прямо гештальт закрылся: я очень сильно жалела, что в Уфе мы не попросили на бис именно эту песню. Так мне хотелось услышать ее вживую. Эта пронзительная скрипка, эти стремительные вокальные переходы от высоких нот к низким — как взлеты и падения с небес на землю и обратно ввысь. Я была загипнотизирована и очарована этой балладой.
Когда пришло время «русской народной песни Take My Love» (с) все уже были в нужном раскованном состоянии, поэтому на черновик спели отлично. Правда, по традиции спуститься в зал Роман не смог, потому что пространство перед сценой не было огорожено, и первый ряд практически был вжат в сцену. Первому ряду такая близость к артистам, естественно, нравилась, но довольствоваться пришлось просто направленным в нашу сторону микрофоном. Впрочем, это не помешало Роману со сцены пожать всем желающим руки.
— Ну что, уже какая-то усталость в глазах появляется, пора, наверное, расходиться по домам? — принялся раскланиваться Роман.
Максим ушел со сцены, как бы намекая, что, действительно, надо закругляться. Но публика закругляться решительно не собиралась, поэтому Роман быстро уступил ее напору и с кокетливым видом взялся за гитару.
Зазвучала Metallica «Nothing Else Matters», на которую я раньше почему-то обращала мало внимания. А в этот раз она для меня раскрылась в полной своей красоте: со всеми ее гитарными рифами, изящными струнными переборами, пронзительностью скрипки.
Потом тем же струнным боем началась «Mystery», такая по-домашнему уютная. Впрочем, после первого акустического припева хит зазвучал в полную свою силу. А завершилось все «Lonely» — сильным зажигательным аккордом.
Мы все зарядились таким мощным позитивом от этого выступления, что без передышки бросились фотографироваться с музыкантами, едва те успели сойти со сцены. В ответ на это нам, рьяным поклонникам, была обещана фотосессия за кулисами с официальным фотографом, что каждый раз несказанно меня впечатляет.
Полностью выложившись на концерте, Роман и Максим неизменно находят в себе силы фотографироваться и общаться со всеми желающими поклонниками. И не просто на бегу, у сцены, а за кулисами. Как будто ненадолго приглашают к себе в гости и дарят индивидуальные несколько минут своего внимания каждому.
Выстроившись в длинную очередь у дверей, мы даже теперь не успокоились и продолжали петь и танцевать. С танцпола, где началась ночная дискотека, нам было прекрасно слышно каждую песню, и мы, совершенно незнакомые друг с другом люди, хором подпевали каждой из них, обмениваясь озорными улыбками. Потому что за время концерта «Плазмы» мы как будто и в самом деле все подружились. Вот так любимая музыка объединяет)
Восторг от фотосессии был усилен вдвое, потому что в этот раз мне удалось пообщаться не только с Романом и Максимом, но и с Николаем и Александром. Ну, как пообщаться… Я очень надеялась, что, в отличие от прошлой встречи в Уфе, при виде любимых артистов на меня не нападет оторопь, и я смогу разговаривать связными предложениями. Но я зря надеялась: оторопь все же напала, конечно. Сложно оставаться хладнокровной, когда персонально тебе улыбаются кумиры, чья музыка стала неотъемлемым саундтреком твоей жизни. Но я, по крайней мере, не пыталась упасть в обморок, и скомкано, но все же выразила свой восторг от выступления.
Надо ли говорить, что, сколько бы ни длилось это закулисное общение, его всегда мало. Непринужденная обстановка в душевной и веселой компании настоящих джентльменов совершенно упоительна. Для меня эти минуты оказались не менее ценными, чем концертная феерия. В общем, не было ничего удивительного в том, что, преисполненная ликованием, я вслух распевала весь «плазменный» концертный репертуар, возвращаясь по вечерним казанским улицам в гостиницу.
Полный фотоотчет — здесь.
Автор текста и фото: Кристина Гофман
_ _ _ _ _
Вам также может быть интересно:
Plazma в Самаре (01.02.2018)
Рецензия на новый альбом Plazma «Indian Summer»
5 вопросов и ответов о новом альбоме группы Plazma «Indian Summer»
Plazma в «Максимилианс» (Уфа, 26.10.2017)