Во всех рекламных постах я с такой гордостью и предвкушением называла этот двухчасовой акустический концерт «большим». А теперь отовсюду слышу и везде читаю сожаления о том, что единственный был недостаток у мероприятия — коротко и мало. Но это ведь лучший комплимент!
Да мне и самой было мало! Что такое два часа, когда выступают Сергей Ефремов и Кир Отлетай — два моих неизменных музыкальных фаворита, таких контрастных и непохожих. Которые, сойдясь в одном концерте, удивительно гармонично и абсолютно непротиворечиво создали для нас, слушателей, единую музыкальную вселенную. В ней мы с упоением просуществовали ровно два часа, напитываясь головокружительно сильными эмоциями и чувствами, красивой музыкой, живописью слов.
У них гораздо больше общего, чем может показаться. И нарочито прямолинейный, бескомпромиссный, резкий Сергей Ефремов, и чуткий, мягкий и романтичный Кир Отлетай в своей музыке делают, по сути, одно и то же: смотрят на мир не так, как все. Видят в нем больше, чем все. И ищут. Ищут свет, понимание, гармонию, родную душу. И слушатель отправляется на поиски вместе с ними.
— Игорь, мы забыли объяснить, почему концерт называется «На запад», — с усмешкой заметил Сергей, обращаясь к своему напарнику по сцене, когда две трети выступления уже прошли.
Да и хорошо. Каждый расшифровал название по-своему. Многие, памятуя о подсказке в видеоприглашении, решили, что дело в недавней поездке в Питер, где была отыграна та же программа. А я вот думаю, что суть — в одноименной песне «На запад». Которую можно назвать ключевой композицией этого концерта. Ведь она накрепко связывает двух таких разных музыкантов одной общей темой — грустью по ушедшему детству.
Насколько близка эта тема Киру Отлетаю, который так отчаянно защищает своего внутреннего ребенка от жестокого мира взрослых, настолько далека она для Сергея Ефремова, который о детстве вообще никогда не пел. Однако тут эта печаль одиночества, беззащитности и растерянности перед большим безжалостным миром вдруг прорвалась наружу. Прорвалась пронзительной новой песней, в которой ковбои и поезда — игрушечные символы детства, когда родные были рядом, а жизнь была большим полем для безобидных приключений.
Теперь жизнь больше похожа на Дикий Запад, где что ни день — то родео, то дуэль, то потасовка в салуне, то битва с индейцами… И подчас, чувствуешь себя героем вестерна, где ты один против всех, стоишь под изнуряющее палящим солнцем, а впереди, куда ни кинь взгляд, иссушенная степь и перекати-поле. И куда там дальше идти, где правду искать — непонятно…
Но эта философская грусть-печаль не была подавляющим настроением всего концерта. Была и совершенно другая, беззаботно-веселая песня про детство: выступление Сергея Ефремова началось с песенки «Коты китами», посвященной сыну Данилу. Потому как Ефремов-младший впервые в своей юной жизни присутствовал на концерте папы и, судя по всему, прекрасно провел время, пробыв на мероприятии до самого его конца.
Кир Отлетай, в свою очередь, спел одну из знаковых своих композиций: «Просто дышать» — о Маленьком Принце, в глазах которого мир неизменно добр и чудесен. О вечном ребенке, которого нужно сберечь в своей душе и иногда давать ему волю. Чтобы он снова и снова напоминал, как важно наслаждаться жизнью, замечать ее бесхитростные радости и маленькие повседневные чудеса.
На самом деле, детства в этой двухчасовой музыкальной программе было не много. Но было много любви и света. Музыканты составили свои сет-листы так, что грусти в них почти не было. Кир Отлетай исполнил солнечную и достаточно редкую «На краю», не обошел вниманием классику — «Тишину» и «Мою Эл», которую фан-зона пела громко и хором (да, и я там была))
Сергей Ефремов порадовал публику любимыми ей «Открытыми людьми» и «Спасибо», динамичными «Собачьей» и «Про осень». Все это тоже пели хором настолько воодушевленно и уверенно, что артист временами смолкал и в шутку дирижировал импровизированным хором у сцены.
Но самое главное — на концерте было много новых песен! Даже некоторые старые композиции прозвучали по-новому ярко и необычно. Но новинки были главным подарком для поклонников.
«Бумажный самолет» Кира Отлетая хочется отнести к новинкам. Потому что я ее слышала в живом исполнении всего раз. Скорее всего это оттого, что я год просидела в концертной изоляции и вообще не ходила на музыкальные мероприятия, где песня, возможно, звучала, но в этот раз я ей обрадовалась, как впервые. Особенно потому, что там так ярко раскрывается голос артиста. Который в этот раз вновь был с двумя микрофонами (с легким эхом и без), а хорошее качество оборудования и акустика помещения так роскошно подчеркивали вокал, что меня постоянно обдавало волной мурашек.
Особенно много их было во время новой песни, которая не знаю, как называется, но я зову ее по первой строчке — «Спасибо, родная». Из всех новых жемчужин эта для меня самая ценная. Она — яркий пример того, что со временем песни Кира становятся все сложнее и хитрее. Раньше он про грусть пел грустно, про радость — радостно. А теперь за бодрой, фактурной мелодией прячется драма, а в тексте что ни строчка — то загадка. И нет однозначности: вся гамма противоречивых чувств здесь — выбирай, какие акценты тебе больше нравятся.
Была «После тумана» — тоже редкая и всегда долгожданная. Она словно вторая серия песни «Просто дышать», спетая тем же Маленьким Принцем, который повзрослел, но продолжает любить жизнь, понимая ее чуть лучше.
Еще более безмятежная новинка — «Облака», у которых музыка под стать названию воздушно-легкая и безмятежная. И ее тоже, конечно, можно понять по-разному, но хочется, безусловно, в позитивном ключе.
У Сергея Ефремова был свой набор сюрпризов для слушателей. Венчала блок новинок та самая «На запад», про которую я писала выше. Но вместе с тем, словно чтобы уравновесить ее печаль, нашлось место и для своей сказочной безмятежности, так контрастно выделяющейся среди прочего творчества Сергея. Это была «Синяя птица», которая с момента выпуска ее на акустическом альбоме в 2019 со сцены звучала всего единожды. А с тех пор неожиданно обрела дополнительные куплет и припев, и стала еще более трогательной, еще более радостной, еще более обнадеживающей. И еще более дорогой для меня. Затаенная грусть, которая всегда пряталась в клавишах, в гитарном исполнении исчезла вовсе. И птичий полет как будто стал еще увереннее.
Вторым большим сюрпризом стала новая версия песни «Наоборот». Из медленной и печальной она превратилась в по-настоящему захватывающий драйвовый боевик! И на мой личный вкус так она звучит куда интереснее! Есть безусловная прелесть в лирических медляках, но агрессивно-динамичный струнный бой невероятно уместно украсил конкретно этот текст. Песня стала походить на саундтрек для экшн-кино, с таким клокочущим напряжением внутри, которое я только в «Абсолютном зле» помню.
Возможно, мне просто априори нравится эта необъяснимо неповторимая ефремовская ярость, которая когда-то давно привлекла мое капризное внимание. Которая не похожа ни на одну другую, потому что это не неистовство ради пафоса, не злость ради эпатажа, а эдакая радикальная мотивация. Которая мгновенно сработала четыре года назад и не прекращает работать по сей день.
Роль медляка в этот раз досталась еще одной новинке — «Зверь», по блюзовой размеренности перекликающейся с «Идиотом». Это такая особая категория песен, которая, как терпкий алкоголь, пьется неспешно и вдумчиво, а приятное послевкусие остается надолго.
В целом вот так от печали до радости, от минора к мажору, от лирики к драйву и пролетели два часа. Приятно было слышать, что и публика жаждала продолжения, и артисты были готовы «еще хоть четыре часа петь».
Несколько добрых слов хотелось бы сказать о площадке, на которой я оказалась впервые. «Клуб27» — новый зал музыкального ресторана MusicHall27, оказался очень уютным, вместительным, интересно зонированным местом, где для каждого нашелся максимально комфортный уголок. И у сцены есть танцпол, и на балконе есть диванчики, и бар есть, и кресла поодаль, и сидячие места сбоку от сцены.
Отдельное восхищение вызвало отличное качество звука. Я давно не наслаждалась таким кристальным концертным звучанием, за которое нужно благодарить и артистов (которые и пели классно, и сами себя звукорежиссировали), и оборудование. И хотя понятно, что для акустики многого не требуется, даже одна акустическая гитара может звучать очень по-разному.
А еще хочется отметить добрым словом публику. С какой душевной теплотой встречали музыкантов, с какой отзывчивостью слушали и как поддерживали каждую песню бурными аплодисментами! Благодаря их улыбкам, смеху, подпевающему хору голосов и даже танцам вечер получился упоительно теплым.