«Это похоже на сказку про рыцарей и принцесс» (с) — звучит в песне «Стыд». Про печальных рыцарей и своенравных принцесс, добавляю про себя. Потому что любовь — это всегда чьи-то капризы и чьи-то жертвы, а в первом альбоме ярославской синти-поп группы Digital Machine любовь практически в каждой песне — столь разноликая, но одинаково пылкая.
Впрочем, обо всем по порядку.
Первая композиция «Храни» — своеобразный зачин-вступление. В некотором царстве, в некотором государстве жили музыкальные волшебники. Не быть им заезженными по радио, и проникновение их музыки в уши и сердца — перст судьбы. Не упусти — запиши на пленку и храни это сокровище — песню, которой нет ни для кого, кроме тебя. Дарители маленьких тайн для избранных ценителей — вновь под знаком неприкаянности, что задает необходимый настрой.
Потому что дальше сказ пойдет о любви отвергнутой, ненужной, непризнанной.
«Все проходит — таков закон» нашего несправедливого мира. Вот и пылится незаслуженно забытый аккордеон, как символ отвержения прошлого, искусства и чьей-то беззаветной преданности. Прошлое чаще всего обречено быть забытым. Так же, как и будущее в нашем представлении просто обязано быть счастливее настоящего. Об этом — оптимистичная сказка «Гагарин». Сочный богатый звук с множеством переходов создает достоверную атмосферу футуристичности, а мягкий глубокий женский вокал рисует яркий образ представительницы инопланетных цивилизаций. Доброй, мудрой, терпимой к неразумным и робким детям третьей планеты. И как хочется верить в таких доброжелательных инопланетян! Верящих в нас, ждущих нас.
Вот только чаще всего нас нигде не ждут, по той же философии Digital Machine. Однако порой это не имеет никакого значения — если рядом нежно любимый и пылко любящий человек.
Вот наконец мы дошли, здесь не ждали нас.
Но нам с тобой все равно сейчас.
Сотни свечей мы зажжем в храме нашей любви…
«Двое в пути» — единственная история любви, наполненная умиротворением и оптимизмом: «Смелость берет города, город твой впереди». И пусть без упоминания разлуки все равно не обошлось, заканчивается песня мотивом пути. В котором лично мне слышится обнадеживающая бесконечность…
Которая тут же разбивается новой историей про безумие — «Весна». Резкие перепады настроений не дают скучать! Ждешь продолжения тихой убаюкивающей сказки про счастливую любовь, мол, наконец-то у героя все наладилось, нашел свою деву с «ореолом непорочной души». Ан нет — дальше снова встряска и полное отрицание стереотипа о романтичной весенней эйфории. Для кого-то любовь — гармония с другим человеком, для кого-то — дисгармония даже с самим собой. Особенно когда приходит искусительница-весна с обострением не влюбленности, а внутренней борьбы со своими чувствами — так часто неуместными. Весна — это битва. Которую так легко проиграть и так сложно выиграть — все по тем же законам несправедливого мира.
Нужно быть бдительным и сильным до самоотречения, иначе продолжением будет «Умирает звезда». Композиция с открытым космосом в протяжных синти-звуках и ревом межгалактических чудовищ. В словах и голосе больше суровой бесстрастности, больше эха — намека на пустоту. Больше беспощадности.
Мечты, случается, гибнут, несмотря на весь огонь и силу мечтателей, приближая мир к образу антиутопий в лучших их традициях: руины заводов, подверженность стрессам, здесь любовь — уже ретро. Но всегда найдется тот, кто против такого «прогресса». И пока есть такие мятежники, вроде наших лирических героев, жива и надежда на лучшее. История победителя этого противостояния — бодрая «Любовь в стиле ретро».
А вот история заблудшего, поддавшегося и проигравшего — это «Механический вальс». Завораживающий многослойный ритм — как работа механизма, в который превратился человек без цели в жизни и любви в сердце. Сломлен своей заброшенностью и непризнанностью?
И чем бы ни был одарен в этом антиутопичном мире человек, уже непонятно, свыше это или от лукавого. «Кто наблюдает за нами — ангелы или бес?» Здесь все перевернулось с ног на голову, «стал хозяин рабом», а любовь может привести и к чудовищной развязке — как в «Холодном дождем». Оскорбленная, разочарованная любовь бывает страшна в гневе.
Но в некоторых сердцах живет иная любовь, абсолютно бескорыстная. Герой другой сказки — тоже «не знаменит», и его еженощный подвиг остается тайной для всех. Но ему не нужна слава и вознаграждение за свои чувства. Он пес. Верный пес, чья самоотверженно преданная любовь крушит все зло и побеждает смерть. А если есть такие стражи, значит, не все потеряно.
Таковы сказки о нашей жизни — насыщенные переживаниями и украшенные яркими персонажами. Мораль их и итог — в «обрывках фраз» заключительной композиции. Где медитативной мелодии кроется отнюдь не грусть, а спокойное мудрое созерцание течения жизни и времени. В которых смерти нет. Есть перерождение и крушение старого для начала нового. «Камни не успеют остыть, придет пробуждения час», «тому, кто ушел, вернуться надо успеть». Чтобы прожить еще одну жизнь пылко и страстно, на разрыве чувств умирая и возрождаясь, становясь мудрее — от счастья взаимной любви, от боли безответной, от опустошения разрушенной. От подвига вопреки, от самопожертвования во имя. Пройтись по всем граням, сохранив в себе живую душу, а не бесчувственный механизм. Каким бы ни был наш мир, в нем остается немало сокровищ, главное из которых — настоящие чувства. Столько всего предстоит пережить, понять, принять, отвергнуть, что умирать — совсем не время.