Азат Валиев – вокалист и автор песен группы «Кипучий случай». Коллектив выбрал особый творческий путь: сатирически-юмористический рок, высмеивающий пороки современного общества в ироничной, мелодичной и танцевальной форме. Как музыка меняет мир к лучшему и при чем тут йод? Как эффективнее продвигать свою музыку? Ответы на все эти вопросы – в нашем интервью.
О том, как все начиналось
— Как создаются ваши песни? Кто пишет музыку, кто текст?
— Это работа нашей команды. Каждый участник имеет возможность привнести что-то свое, поучаствовать в творческом процессе. Базовый текст и музыка по большому счету создаются двумя людьми: мной и нашим аранжировщиком, с которым мы работаем с 2017 года – Егором Коромысловым. Я приношу на репетицию материал, музыканты слушают, играют вживую, добавляют что-то свое — так совместными усилиями мы приходим к общему решению.
— Как долго существует группа «Кипучий случай»?
— В одном интервью я говорил, что проект существует с октября 2021 года, но на самом деле я считаю, что он появился 24 января 2017 года. Именно в этот момент мы с Егором сделали первый трек. Мы его не выпускали, это был пробный вариант, возможно когда-нибудь мы его доработаем. Но вот именно этого момента, когда Егор прислал мне готовый трек, можно считать, что проект «Кипучий случай» начал существовать.
До этого тоже было несколько попыток, но они к чему они не привели. Люди из музыкальной индустрии меня поймут: музыкальные проекты создаются путем проб и ошибок – разные люди, разные стили, разный звук, кто-то приходит, кто-то уходит, с кем-то не сошлись по музыкальным вкусам, с кем-то характером и так далее. У людей есть приоритетные задачи, как правило, они направлены на прибыль: проще пойти поиграть каверы. Поэтому бывает музыканты в группе меняются на стадии старта проекта. Вот и нас не обошло это стороной. Поэтому я считаю, что в основе проекта мы с Егором. Мне нравится его видение: он профессиональный аранжировщик и звукорежиссер Сведловской школы.
О философии группы
— Вы сразу взяли курс на юмор? Почему выбрали именно это направление?
— Что-то у меня серьезное не получается. Я несколько раз пытался создать что-то подобное, но даже если у меня первые два куплета серьезные, а третий – бамс! – и выскакивает какая-нибудь хохма. Да и серьезного вокруг много, пусть серьезное поют серьезные мужики. А удивлять народ надо чем-то другим. Здесь, наверное, стратегия, видение того, как преподносить это зрителю. Шаблонность мне надоела: очень много новых групп, которые хотят куда-то пробиться, при этом музыка у них откровенно шаблонная, иногда просто скопированная из каких-то источников. Я считаю, что каждый музыкант, каждая творческая личность должна стремиться к тому, чтобы предложить что-то другое, что-то новое. В «Кипучем случае» все сошлось: и внутреннее состояние, и желание, и стремление, чтобы это все было прикольно, не шаблонно и не пошло.
К сожалению, не всегда удается размещать трек в его первозданном виде со всякими фишечками. Иногда оказывается, что мы откуда-то, что-то позаимствовали не спросив. Такая история была с песней «Альберт, подари мне мольберт»: мы ее, многострадальную, размещали раза два, и за день до выхода нас разворачивали. Этот бедный трек у нас не попал в топ прослушиваний, но мы с ним очень сильно заморочились, потому что нам показалось, что тема интересная. И в итоге получилось так, что изначально идея была очень прикольная, стебная и интересная, мы ее начали раскачивать, а по факту пришли к какому-то среднестатистическому треку, потому что много чего оттуда пришлось убрать.
— Откуда вы черпаете сюжеты для ваших песен? Чем вдохновляетесь?
— Мне кажется, наша музыка как раз привлекательна тем, что связана со всем, что нас окружает. Мы высмеиваем ситуации, которые складываются в нашей повседневной жизни. Философия «Кипучего случая» такова, что нужно больше позитива. Например, недавно в разговоре задались вопросом: почему так много кретинизма на нашей полосе. И в ходе беседы прозвучала версия, что людям не хватает йода. Тут же идея – надо придумать песню.
Оказывается, во времена СССР существовала целая программа по обогащению человеческого организма йодом с помощью каких-то пищевых добавок. Люди боролись с тупостью. Я когда читал статью об этом, подумал, что это можно даже сделать лозунгом: «Дайте людям йода!». КиШ пел: «Дайте людям рома», а мы вот: «Дайте людям йода». Вот, пожалуйста: случайно выпущенная в пространство фраза послужила основой для песни, которая поднимает тему достаточно крупного масштаба.
Так и получается, что все, что нас окружает, описывается. И надо дойти до уровня небанального повествования. Важно сохранить баланс: вроде бы и посмеяться, и посокрушаться – такой смех сквозь слезы. Бездумно над этим смеяться неправильно. Надо наверно поржать и подумать над тем, как это исправить. Для автора важно, чтобы были темы. Я считаю, что когда творчество «высасывается» из пальца, ничего хорошего в этом нет. Поэтому хорошо обыгрывать темы, которые нас окружают, ведь в жизни всяких «кипучих случаев» происходит достаточно, просто их надо видеть, причем под другим углом, так, чтобы суметь высмеять и никого не обидеть, хотя бывает, что обижаются. Понятно, что используется и гротеск, преувеличение, и если они приводят к какому-нибудь прикольному непредсказуемому результату, я считаю, оно стоило того.
— Получается, ваша цель не только в том, чтобы людей развеселить и растанцевать, но еще и изменить мир к лучшему?
— Конечно! Там глубокий смысл!
— У вас есть представление о том, кто ваш слушатель, ваша целевая аудитория?
— Мы поем для всех. Наша целевая аудитория это все, кто любит драйв, актуальную философию и тех, кто добавит трек себе в любимую музыку. Если говорить про темы – это урбанизация, бытовуха, представленная в красивой обертке. То есть это ни в коем случае «Все плохо, мы все умрем» и не призыв лезть на баррикады, это скорее «Мы это понимаем, но давайте хотя бы над этим поржём». Я считаю, что у нас основное население так живет. У всех у нас кредиты, ипотеки, семейные бытовые дела и проблемы. Девушки у нас обязательно худеют к лету, в компаниях стараются угодить вышестоящим гостям. Это жизнь среднестатистического жителя нашей страны, который сталкивается с этими проблемами. Изменить это нельзя, идти против этого глупо – остается стебаться. Если у тебя есть рычаг в виде музыки, который может хоть немного улучшить человеческий менталитет, то почему бы им не воспользоваться. Может быть, кто-то послушает наши песни, ему станет стремно и он исправится.
О продвижении
— В вашем паблике я прочитала, что вы часто ездите с концертами в другие города, выступаете на иногородних фестивалях. Насколько эффективно это способствует росту популярности группы? И часто ли вы выступаете в Уфе?
— Когда мы начали раскручивать наш проект, то понимали, что для живых выступлений нужно иметь достаточное количество материала, а не две- три песни. Поэтому достаточно много времени было потрачено на подготовку материала. Собрались с музыкантами мы только в октябре 2021-ого года. Первый концерт у нас был на «Repbaza Fest» в Москве. Отправили заявку, нас позвали, мы съездили, выступили – вроде неплохо. В начале прошлого года пару раз выступили в Питере, в Челябинске, в Екатеринбурге, два сольника мы сделали в Уфе: в мае и ноябре 2022 года в клубах «Максимилианс» и «MusicHall27». Если есть возможность выступить, мы ее используем. Поэтому мы с директором нашей группы сейчас двигаемся именно в этом направлении: подали заявки на фестивали, в том числе «Улетай». По мере подтверждения этих заявок, мы публикуем информацию на наших ресурсах.
— У меня сложилось впечатление, что вы нацелены именно на выступления гастрольные, в других городах.
— Если честно, у нас создалось впечатление, что рок-концерты (именно авторская музыка) не так интересны Уфе. Может быть, мы знаем в городе не всех людей, которые плотно включены в процесс организации концертов, и проблема в этом. Помню во времена моего студенчества. проводилось много фестов, там собиралось очень много народу, это было очень живо. Тот же «Люмен» выступал в «Навигаторе» каждую субботу. Был живой мейнстрим, и это было круто: было модно играть рок-музыку, ходить на рок-концерты, быть причастным ко всему этому. Сейчас я этого не вижу. Мы активно развиваемся, общаемся с площадками, не упускаем возможность попасть на какой-нибудь движ. Хочется надеяться, что дальше будет лучше. Ведь в Уфе есть достаточно хороших площадок для рок-музыкантов. А мы все-таки относим нашу группу к классическому русскому року, при том, что это у нас он с юморком, подача немного другая. Может быть, это синтетический рок, но в любом случае все мы вышли из русского рока и где-то рядом с ним находимся.
— Какое из направлений продвижения музыки вы считаете более эффективным?
— На эту тему можно говорить долго, потому что это проблема всего сегмента рок-музыки. Естественно, это мое субъективное мнение, основанное на том, с чем я столкнулся в последние несколько лет. Каждая команда ищет способ популяризации, каждой команде нужен менеджер: специалист по SMM, который ведет соцсети, концертный директор, который общается с концертными площадками. Сам музыкант заниматься этим не хочет и не умеет, а людей, которые могут заниматься этим профессионально, очень мало. А лейблы сейчас активно продвигают мысль о том, что артист сам должен заниматься своим продвижением. Возникает закономерный вопрос: а есть ли в таком случае смысл работать с лейблами?
Есть стриминговые площадки, есть телевидение, есть живые выступления. Но все это инструменты. Но, я считаю, что материал тоже не должен подкачать. Немаловажно собрать команду, мы в конце прошлого года эту работу практически завершили.
Сейчас в нашей команде кроме музыкантов работают: директор группы, со-продюсер, редактор и советник, который руководил крупнейшим Развлекательным центром в России, эксперт за рубежом, который занимается мастерингом и сведением треков (к тому, что размещено, он отношения не имеет).
Одним из самых эффективных способов популяризации музыки я считаю живые выступления.
— Какие у вас планы на наступивший год?
— Самые главные планы – выступать вживую везде, где только возможно, кататься по стране. Фестивальная тема нам очень интересна, я считаю, что она рабочая. Например, мы съездили на «Уральский рубеж» в прошлом году, получили массу положительных отзывов и новых постоянных слушателей. Там собирается именно та целевая аудитория, которой наша музыка заходит. Люди, которые видели нас в первый раз и песен наших никогда не слышали, уже на второй-третьей композиции подтянулись к сцене и начали танцевать.
О сомнениях и целеустремленности
— Как вы считаете, можно ли сделать авторскую рок-музыку своей основной профессией? Может ли она приносить такой доход, на который можно было бы жить?
— Может. Смотря сколько ты хочешь зарабатывать. У каждого человека свои критерии заработка. Кому-то нужен миллион за концерт, кому-то достаточно 50 тысяч.
— Почему вы стали заниматься музыкой?
— Я рос в творческой атмосфере, деятельность родителей была связана с музыкой, со сценой. Пытаться игнорировать это влияние достаточно тяжело. Поэтому я и стал уделять всему этому в последнее время больше времени. Работаем, развиваемся и не собираемся останавливаться на достигнутом.