Я вам честно скажу: я заслушала «Эпик» до дыр сразу же, как он появился в доступе (в далеком 2015 году), но при этом я тысячу лет не могла написать обещанную рецензию. Вы можете счесть это пустыми оправданиями, можете счесть лестью, но это так — я банально не могла найти правильных слов. Это была настолько новая для меня музыка, что при всём моем немаленьком словарном запасе я просто не знала, как это описать.
Я и сейчас не знаю. Но я попробую.
* * *
В целом московский проект Requiem4FM — это бодрый, напористый ритм и смелый, современный саунд. Сложный, изменчивый, с непременными находками-изюминками, за которые слух не сможет не зацепиться.
Это тяжелый, густой, мощный звук, украшенный поверху изящным мелодичным узором. Синти-рок или даже синти-метал, отдающийся за ребрами. Сочная мелодика, заставляющая погрузиться в песню с головой, по самую макушку. Виртуозное сплетение множества музыкальных рисунков в рамках одной песни.
Это сильная лирика, пропетая неожиданно мягким вокалом с необычным тембром. Это голос, который, услышав единожды, уже никогда ни с кем не перепутаешь. И вы вряд ли догадались бы, что вокалист — русский, если бы не знали этого заранее (а вы знали?) Ибо Дмитрий Тихонов поет на английском очень чисто и без всякого акцента.
Почему-то в жанрах альбома «Epik» не был указан дарквейв, хотя, на мой взгляд, местами это очень даже он. Электронный готик-рок. Помню, когда первые услышала Requiem4FM, подумала, что это такие HIM от электроники. Сейчас даже точно сказать не могу, почему я так решила. Возможно, сочетание тяжелого звука, изящной мелодики и мягкого вокала породили такую аналогию.
Теперь пришло время для пары банальных фраз, но без них не обойтись. Ибо в альбоме, как ни крути, действительно, есть песни на любой вкус: драйвовые боевики («Minutes Of Madness», «The Screens»), проникновенные баллады («Rain Factory»), сочные инструменталки («Last Train To Jericho») и иже с ними.
И это отнюдь не тот случай, когда весь пыл и вдохновение вложены в музыку, и поверх этого великолепия небрежно напет какой-нибудь набор слов (случается такое у синти-исполнителей). Отнюдь, здесь каждая история достойна того, чтобы заморочиться с переводом. Тут вам и антиутопические мотивы, и апокалиптические настроения, и ярко прорисованные образы, и чувственная лиричность, и философские зарисовки с неожиданными метафорами.
Название «Эпик» вполне соответствует пластинке: местами встречаются и хоровые вставки, и пафосный гром, и выразительная торжественность ритм-секций. Да и темы в песнях затрагиваются подчас весьма глобальные. Но обо всем по порядку.
«Intravenous» сразу задает эпический настрой. Клавишная чувственность, легко наброшенная поверх шума ветра и прибоя, неожиданно сменяется могучим дабстепом. Это пролог о том, что в альбоме слушателя ждет поровну душевного драматизма и смелых экспериментов с самым актуальным саундом. И то, что они будут смешиваться в единый искристый коктейль — это как раз нормальное явление.
Песни удивительно ловким образом делятся по темам парно. Вот, к примеру, две философские истории о пути прочь.
Энергичная и стремительная «Once And 4 All» бросается с места в карьер. Она призвана с ходу встряхнуть слушателя, и со своей ролью зажигательного мотиватора справляется прекрасно: под этот ритм так и хочется мчаться куда-то — прочь от серости и рутины, к новым приключениям.
«Depart» — тоже о том, что пора уходить. Но это уже подведение итогов — не печальное, не испуганное, не трагическое, а спокойное и вдумчивое. Это слышно и в мелодичной, воздушной музыке, и в словах. Это напоминание о том, что в итоге мы сможем забрать с собой только чувства и воспоминания. А вот чтобы их было как можно больше, надо иногда делать, как в вышеупомянутой песне «Once And 4 All», стряхивать пыль с души и покидать привычную жизненную петлю. Круг замыкается.
Две истории безумия.
Сразу скажу: «Minutes Of Madness» — мой фаворит. И дело даже не в очаровательной «волынке», с которой начинается композиция (хотя кого я обманываю, и в ней тоже)), а в том, что это уникальная по настроению песня-спектакль. Артистичный вокал заставляет тебя самого почувствовать себя темным властелином, а торжествующе-марширующий ритм бодрит получше любого кофеина. С таким саундтреком в наушниках можно свернуть любые горы!
«Looney Tune» — это зажигательные цветные мультики для сумасшедших. Тут вам не просто дискотека (хотя мотив как раз весьма танцевальный), это лихая вереница видений в лабиринтах свихнувшегося сознания. О причинах таких расстройств пусть каждый подумает самостоятельно, хотя сова в конце песни дает нам очень прозрачный намек.
Две лиричные баллады.
Пылкая «You Coloured My Dreams» с многогранным вокалом шведской певицы Тесс Фрис рассказывает о любви страстно и лаконично. О чувствах здесь больше говорят музыка и интонации, а короткие сточки слов — лишь мантры для выражения этих эмоций.
«Rain Factory» — жемчужина этой пластинки. Это самый сложный музыкальный узор из всех, самый проникновенный вокал, самые чувственные клавиши. Поэтому присутствие на бэквокале главного синти-романтика Романа Рябцева тут как раз чрезвычайно уместно. Вокруг одной ключевой, в общем-то несложной метафоры развернута чрезвычайно непростая, меняющаяся музыкальная картина. Это не монотонные унылые дождевые капли, это пульсация живых чувств. Это грусть и надежда, которая взлетает ввысь вместе с мелодией и нежным замирающим клавишным перебором в конце — дождь всё же заканчивается. Хеппи энд.
Две инструментальные перебивки, которые тянут на самостоятельные произведения. Даже жаль, что они такие короткие. Утонченная и вдохновенная «Terminal State Of Mind» и печально-пронзительная «Last Rays Of Sanity». Она, кстати, становится прологом к кульминации. Но о кульминации чуть позже…
Тут, согласно концепции, я собиралась написать: «два антиутопических сюжета», но потом передумала. Потому что «The Screens» — это уже не пугающее будущее, а вполне наша современная реальность. Порабощение человечества с помощью экранов нам вполне привычна. Но мне импонирует то, что эта устрашающая картина в песне излагается не с трагическим пафосом, неизбывной печалью или утомительной назидательностью, а с сарказмом. Зато в музыке, в красочных проигрышах слышится неожиданная драматичность. Вот такой цепкий контраст.
Ну, а вышеупомянутой кульминацией является, разумеется, «Epik», в записи которого принял участие вокалист группы «Ruined Conflict» Ксавье Моралес. Это, конечно, самый сок. Это то эпохальное произведение, когда пафоса не может быть много. Помню, в первые несколько прослушиваний у меня мороз бежал по коже от восторга. А потом я послушала эту композицию ночью, в наушниках, сразу после прочтения «Метро 2033», и аж дыхание перехватило от восхищения — так гармонично сложилась картина.
Эта композиция, которая на пять с половиной минут вышвыривает из реальности, гипнотизируя и захватывая сознание полностью. Тут есть всё: и антуражные раскаты грома, и размеренно-тяжелая поступь ритма, и пронзительное электронное обрамление. И над всем этим звучит прохладно-отстраненный, как неотвратимость, вокал Дмитрия, и торжественно-возвышенный, как человеческая гордыня, вокал Ксавье.
Из этого гипноза выводит замыкающая инструментальная «Last Train To Jericho». И хотя стоит задуматься, почему последний поезд везет не куда-нибудь, а в древнейший город Иерихон (может, искупать в священных водах Иордана грехи, описанные в «Epik»?), в этой музыке очень много жизни, много чувства и энергии — в лучших традициях Requiem4FM.
Автор текста: Кристина Гофман