Солистки уфимской группы «Золото Сив» Анжелика Рахмангулова и Регина Ибрагимова рассказали нашему сайту об уфимском фолке, порассуждали о возможностях продвижения авторской музыки в Уфе и о взаимной поддержке на творческом пути. А еще — пофилософствовали о предназначении свыше.
Официальное сообщество группы «Золото Сив» в социальных сетях
— Как образовалась ваша группа?
Анжелика: — Очень много событий поспособствовало этому. До этого у меня была своя фолк-группа «Штоленвурм» — я уже работала в фолк- жанре. Правда, направленность была несколько другой, более аутентичной, антуражной, средневековой. В свое время мы здесь пошумели… А потом этот проект преобразовался в новый — в «Золото Сив». Такой ребрендинг… Мы с Региной были шапочно знакомы, я восхищалась ее сольным творчеством. И тут я подумала, что, объединив усилия, мы сможем более продуктивно работать, поэтому предложила ей посотрудничать.
Регина: — У меня тоже был свой проект до образования «Золота Сив» — Нимфея. Он образовался в далеком 2012 году. Мне удалось несколько раз выступить на концертных площадках с живым составом и даже в «Уфимской волне» поучаствовать в 2013 году. Но так как у меня не было задачи становиться «номером один» и выходить на большую сцену, я существовала больше как студийный проект. Иногда где-то в акустике выступала — и на тот момент мне было этого достаточно. Я считала музыку просто хобби. Но с 2016-2017 у меня мышление изменилось, «перещелкнуло»: мне захотелось углубиться в музыку, я стала больше изучать уфимскую музыкальную среду, изучать музыкантов, жанры и «вариться» в этой среде. Я удивилась, обнаружив, что существует такая группа — «Штоленвурм», поняла, что это очень близкие мне по духу люди, и захотела что-нибудь совместное с ними сделать. Когда-нибудь, что-нибудь — в своих мечтах, фантазиях я об этом неоднократно думала. Но мы практически не пересекались: я своей жизнью жила, Энжи — своей. А потом наступил такой момент — и мы пересеклись на квартирнике. Был какой-то ни к чему не обязывающий музыкальный вечер. Я подошла к Энжи и предложила сделать совместную программу, выступить вместе: чтобы она спела свои песни, я свои. Она сказала: «Давай, почему бы и нет», а потом у Энжи появилось встречное предложение…
Анжелика: — Да, в этот момент я подумала: зачем каждый будет со своим выступать, ведь можно всё полностью сделать вместе. Тем более, что у меня на тот момент уже были свои наработки в музыкальной сфере, связи с организаторами, потому что мы с группой тоже ездили с выступлениями, на региональных площадках выступали, лауреатами становились — то есть продвижение было, и проект «Золото Сив» начался не с нуля.
— И музыку, и тексты пишете вы?
Анжелика: — Да, мы два автора. В нашем репертуаре даже чувствуется, где чья песня — материал очень разноплановый. И это тоже плюс, ведь каждый слушатель находит что-то свое. Кому-то больше нравятся Регинины песни, кому-то мои… Мне больше Регинины песни нравятся…
Регина: — А мне — песни Анжелики)
Анжелика: — То есть у нас прямо идиллия такая) У нас, конечно, в коллективе еще бывают кадровые перестановки: так или иначе — люди приходят и уходят. Не у всех есть по-настоящему серьезный настрой на музыку. А мы вот очень-очень намерены зажечь)
— Давайте поговорим о жанрах. «Золото Сив» считается фолк-группой, но вы утверждаете, что это — не совсем фолк…
Анжелика: — Ну, как сказать… Вообще люди, когда слышат слово фолк, они думаю, что это кокошники и сарафаны, а-ля Надежда Кадышева или Бабкина. Или Зыкина… Или Хелависа и «Мельница». Конечно, нас с ней тоже сравнивают: с одной стороны льстит, с другой — бесит уже…)
(общий смех)
Анжелика: — Ну, потому что это правда) Это сравнение уже с 2014 года, наверное, тянется…
Регина: — А у меня с 2006-ого еще, наверное…
Анжелика: — Вот было время, когда я пела у костра в начале 2000-ых и еще даже и не помышляла, что у меня будет своя группа и такое активное ее продвижение. Я просто играла на гитаре, пела песни Хелависы, и все говорили: «Ты так круто поешь, как «Мельница»!». И я радовалась: «Ой, спасибо, спасибо!». А сейчас: «Ну, блин…»
— Так, получается, и сравнить больше не с кем?
Анжелика: — Да на самом деле есть, с кем.
Регина: — Фольклорных коллективов много, просто «Мельнице» удалось выйти в широкие массы из андеграунда. К чему и мы стремимся. Поэтому мы и не хотим делать акценты только на фолк-фестивалях, хотим выступать на площадках с музыкантами из других жанров. Хелависа в свое время сделала то же самое. Мы тоже решили не ограничиваться жанровыми рамками и выходить на широкого зрителя.
Анжелика: — У нас это даже как-то само собой получается. У нас не ярко выраженная этника. Хотя при необходимости мы можем сделать соответствующую какому-нибудь средневековому фестивалю программу. Потому что у нас есть и аутентичные инструменты, есть наработанный с предыдущей группой материал, можем выучить песни на латыни — и изобразить Средневековье, как это было на Дне яблок, у лайфстайл-центра «Башкирия», например. И при этом на том же байк-уикэнде вместе с рокерами мы выступали…
— Вы — универсальные артисты!
Анжелика: — Да, это такая эклектика, сборник лучшего отовсюду. Плюс если у группы хорошая музыкальная составляющая, хороший вокал — это вызывает интерес у слушателя, в каком бы жанре она бы ни выступала.
— Как вам кажется, развито ли в Уфе фолк-направление?
Анжелика: — Нет, не развито. Но яркие представители жанра, безусловно, есть. Например, у нас есть потрясающая Екатерина Ямщикова. Мы общаемся, взаимно восхищаемся, нам очень приятно, что она оценивает наше творчество. Хотя у нее этнография, а у нас авторское творчество, мы близки по духу. Потому что народная тема нас вдохновляет.
— А как с публикой?
Анжелика: — С публикой нет проблем, у нас ведь музыка такая… «слушабельная». Это не death-metal, который очень сегментированный. Нашу музыку можно и на фестивале послушать, и на радио поставить, и на корпоративе спеть…
— То есть люди ходят, танцпол не пустой?
Регина: — Да, ходят. Людям действительно интересно. Им очень легко «заходит» фолк — или более эстрадный, или фолк-рок. И это нормально: людей тянет к этому, это часть нашей культуры. Эта музыка отзывается в сердцах.
— Есть ли у вас амбиции в хорошем смысле этого слова? Задел на федеральный уровень?
Регина: — Да. Конечно. Обязательно.
Анжелика: — А иначе мелко плавать не интересно.
— Насколько реально из Уфы выйти на московский уровень?
Анжелика: — Вполне реально. Сейчас это сделать гораздо легче, чем, скажем, десять-двадцать лет назад. Тогда было сложнее, в конце 90-ых: надо было ехать куда-то с кассетами, кого-то искать. Сейчас этому можно уделить буквально несколько часов в социальных сетях: выйти на нужных людей, договориться, переслать им все файлы. Есть люди, которые серьезно этим занимаются, которые готовы инвестировать в музыку. Они так же заинтересованы в хорошем, качественном контенте. Потому что сейчас очень много некачественной музыки, очень много посредственных исполнителей. Сейчас это стало доступно: пойти и записать песню на студии может любой человек. Это стоит не такие уж страшные деньги. Отсюда засилье безвкусицы в соцсетях: много людей, которые не умеют петь, не умеют писать, не умеют играть. Но сейчас это модно, и каждый считает, что это круто — быть музыкантом. А на самом деле заниматься музыкой — это тяжелый и неблагодарный труд: это репетиции, это организационная работа. Плюс все работают на основных работах, нужно согласовывать графики…
— А как вы считаете, можно ли музыку в Уфе сделать своей «основной работой»?
Анжелика: — Ну, я думаю, что все-таки это, конечно, прежде всего идея. Авторской музыкой на том уровне, на котором мы сейчас находимся, — пока не заработать. Но что вдохновляет: то, что многие хорошие группы, которые у всех нас есть в плейлисте, тоже все с этого начинали. И та же самая Хелависа с этого начинала: сама рассказывала, как приглашала музыкантов из перехода, выступала с ними по маленьким клубам… Самое главное — работать, не останавливаться на достигнутом.
Регина: — Да, самое главное — идти вперед и делать. И отдаваться этому делу честно. И я верю в судьбу, она приводит к тебе нужных людей: и музыкантов, и организаторов, и какие-то новые возможности появляются. Если у человека есть талант, грех это бросать и идти жить обывательской жизнью, считая, что эта музыка никому не нужна. Надо верить в себя и идти. Мне кажется, что не все доходят до федерального уровня именно от того, что не у всех хватает веры…
Анжелика: — Либо ресурсов каких-то…
Регина: — Да, или поддержки… Мы поэтому и скооперировались с Энжи, потому что поддержка рядом очень важна — адекватная, объективная поддержка. Одному очень тяжело.
— Есть ли эта поддержка от организаторов в Уфе? Многие из них поддерживают авторскую музыку?
Анжелика: — Да, есть те, кто поддерживает. Площадки в принципе открыты для людей, просто надо уметь подходить, разговаривать. Потому что многие музыканты сидят и ждут, когда их пригласят. То ли это самомнение, то ли это неуверенность… Очень сложно до людей донести, что если не будешь сам шевелиться, никто тебя не позовет. По крайней мере, пока ты не достигнешь определенного уровня. 80-ый левел-ап) Но для этого надо хорошо потрудиться, заявить о себе.
Регина: — Да, коммуникабельность нужна.
Анжелика: — И относительно самореализации хотела сказать. Это очень важно, и мой жизненный пример как раз об этом. 5 лет назад, если бы мне кто-то сказал, что я буду куда-то ездить выступать и петь свои песни, что у меня будут какие-то амбиции, я бы не поверила, серьезно. Я считала, что все это блажь: у меня уже семья, надо жить реальной жизнью, повзрослеть, ходить на работу, вечером с продуктами идти домой, воспитывать детей… Но когда ты не понимаешь по хорошему, судьба объясняет тебе сурово, и ты вынужден ползти в нужном направлении. Меня судьба направила очень жестко, и я поняла, что нужно самореализовываться.
— Что это предназначение, и от него не уйти?)
Анжелика: — Ну, да, вроде того)
Текст и фото: Кристина Гофман