Весенний фолк-фестиваль 2018 в Rock’s cafe

Однажды полюбив фолк-музыку, ты будешь любить ее всегда. Несколько лет назад я слушала фолк с ненасытным упоением, а потом, видимо, пресытилась и напрочь забросила это направление. Поэтому на Весенний фолк-фестиваль я пошла скорее по старой памяти, для расширения кругозора да за компанию. При этом была уверена, что ни одна композиция меня особо-то не тронет. Однако стоило выйти на сцену группе «Золото Сив», как я встрепенулась, потянулась к сцене на звуки музыки, и от моего равнодушия не осталось и следа.

Но я немного забегаю вперед. Фестиваль начался не с песен, а с выступления студии исторического танца «Moonlight». Изящные девушки и статные парни кружились по танцполу неспешно и завораживающе, преисполненные достоинства и рыцарского такта. В следующем танце могли поучаствовать уже все желающие, ощутив на себе очарование средневековой эстетики. К слову, она царила здесь повсеместно: зрители подготовились — многие пришли в весьма антуражных фольклорных нарядах. Если в танце охотнее участвовали девушки, то мужчин всех возрастов привлек зрелищный бой на мечах от военно-исторического клуба «Легион». Болели за бойцов искренне, подзадоривали яростно. А когда после состязания чей-то веселый бас объявил: «Всем по пиву!», я уже по-настоящему поверила, что нахожусь где-то в таверне несколько веков тому назад.

Концертную программу открывали организаторы фестиваля — группа «Золото Сив». Они с первых нот покорили проникновенной и утонченной мелодичностью и лиризмом. Если я и собиралась провести вечер спокойно, за столиком, то стоило мне услышать их скрипку, как я пулей помчалась к сцене. И вскоре мне стало жаль, что я надела джинсы и футболку, а не длинной платье, потому что под эти мелодии хотелось кружиться в красивом, плавном танце.

Зато потом грянул такой плясовой мотив, что мне трудно было устоять на месте со своей камерой — на середине песни я бросила съемку и пустилась в пляс вместе со всеми. Потому что танцпол сразу же расшевелился и приплясывал очень активно — как девушки, так и молодые люди. А еще бы! Ведь у «Золота Сив», помимо обворожительных вокалисток и скрипачки есть совершенно зажигательный гитарист. Я не представляю себе, как можно одновременно играть и танцевать так задорно, самозабвенно и заразительно)

Жаль, что коллектив исполнил всего четыре песни, уступая сцену главным героям вечера. Но этого оказалось достаточно, чтобы задать нужный настрой, раззадорить зрителей и пробудить желание подробнее познакомиться с творчеством группы.

С группой Aeterna я уже была знакома, и все равно они произвели на меня головокружительное впечатление. Изысканная скрипачка, неуловимая для камеры, растворялась в музыке, словно забывая обо всем окружающем. Высококлассному барабанщику был подвластен любой затейливый ритм. Колоритный и очень активный басист тоже «давал жару» со своего фланга сцены. Гитарист и вокалист поддерживал прочный контакт со слушателями, общался с ними, слышал их (что немаловажно на концерте) и задавал основную брутальность выступлению своим гроулом.

Особый шик «Этерны» — это, конечно, очаровательная мультиинструменталистка. В течение выступления она постоянно меняла инструменты. Ее невесомая флейта — это гипнотический, манящий, витиеватый узор по музыкальному полотну, это стремительная летучесть, это дыхание песни. Дыхание пылкое, взволнованное и волнительное одновременно. Я слушала, едва ли не привстав на цыпочки. А когда мне показалось, что я стряхнула этот гипноз и направилась к столикам, дабы промочить пересохшее от восторга горло чем-нибудь прохладительным, за моей спиной зазвенела арфа — нежная, чарующая, мистическая. Я метнулась обратно, ведомая этим переливчатым мотивом, снова навострила уши, замерев на вдохе. А когда инструментал с арфой завершился, и я подумала, что слышала уже всё, артистка, словно фокусница, достала волынку! Волынку! Я думала, мне уже мерещится экзотика — не может ее быть так много в одном маленьком зале, за один вечер. Но нет, это, действительно, была волынка! В общем, едва ли «Этерна» позволит вам хоть шаг сделать в сторону, пока они выступают — у них всегда найдется, чем приковать ваше внимание к себе.

Но главную роль в этом великолепии играет, конечно, солистка. У нее удивительная пластика. То кажется, будто она играет на каком-то дивном невидимом инструменте, перебирая незримые струны и обнимая незримый гриф. То видится, будто ее тело — это воплощение бурных волн, которые играют с кораблями отважных скандинавских воинов. Или пылающий огонь, который ни секунды не бывает статичным… В общем, десятки метафор приходят на ум, пока смотришь за движением ее рук, ее корпуса и ее волос. Тут каждый поворот головы, каждая улыбка, каждый взмах ресниц — словно какой-нибудь символ. Это настоящий спектакль — для каждой песни свой. Ну, а вокал — глубокий, чувственный, гибкий и переменчивый, как она сама — это отдельное наслаждение.

Вообще вся «Этерна», вся ее музыка переменчива. Длинные инструментальные вставки то окутывают мягкой плавностью, то обрушиваются на публику густым метал-саундом, то разражаются стремительным танцевальным мотивом. У каждой композиции есть своя драматургия с завязкой, кульминацией и развязкой, которые не дадут заскучать от однообразия. Публика ликовала. Мужские голоса то и дело сливались в торжествующем и подбадривающем: «Хэй! Хэй! Хэй!» А когда прозвучала долгожданная и многократно попрошенная песня «Мед Одина», слушатели искупали ее в самых бурных аплодисментах и трогательных возгласах: «Спасибо!»

Если «Этерна» — это все же женская музыка со всем изяществом и атмосферой европейского средневековья, то «Сколот» — музыка мужская, с преимущественно славяно-русским колоритом. Солнечные улыбчивые артисты в аутентичных костюмах сразу же грянули залихватскими, бодрыми и танцевальными мотивами. Хочешь — чечетку бей, хочешь — хаером тряси, хочешь — хоровод заводи, хочешь — на месте кружись, прыгай да приплясывай. Такая музыка очень хорошо вдохновляет, столько в ней задора и молодецкой удали: прямо-таки распахнись душа навстречу миру, а руки — навстречу объятиям.

У «Сколота» оказалось все, что необходимо для добротного фолка: насыщенный инструментал, интересные сюжетные тексты (осветитель после каждой песни наглухо гасил свет на сцене, будто опускал занавес после каждой истории — получалось очень эффектно), сочный вокал, неожиданные переходы от плавной лиричность к лихому, «боевому» ритму. У каждой песни есть своя узнаваемая мелодика, «цепкий» мотив — долго в стороне не посидишь, ноги сами просятся в пляс. Была и лирика, конечно. «Оборотень» до глубины души меня пронял и текстом, и музыкой. Скрипка и виолончель в руках виртуозных исполнительниц сложным, проникновенным музыкальным рисунком ложились на ритм гитар и барабанов, вели за собой, околдовывали. Но после лирических баллад непременно следовало что-нибудь веселое (вроде «Кузнецов-колдунов») или воинственно-воодушевляющее («Подними глаза»). Пляски на танцполе достигли своего апогея. Здесь остались самые выносливые, но уж они неистовствовали от души! Был и слэм, и хоровод под финальную «Песню про зайцев» (с). «Сколот» очаровал не только душевностью своих песен, но и душевностью общения с залом.

Музыканты так сердечно благодарили за теплый прием, так хвалили публику, что очень быстро весь зал проникся ощущением, что «все мы люди-братья». Это чувство подкрепилось еще и тем, что после своих выступлений участники всех групп вышли к публике пофотографироваться и пообщаться, поддерживая абсолютно непринужденную обстановку на фестивале. Не удивительно, что после мероприятия на душе еще очень долго было не только весело, но и тепло от такого приятного общения всех со всеми — будто побывал на встрече давних добрых друзей.

Автор текста и фото: Кристина Гофман

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.